29 июня 2012

Огромный шаг в будущее – новый интеграционный проект для Евразии

С 1 января 2012 года вступит в силу законопроект, по которому Беларусь, Россия и Казахстан получают единое экономическое пространство. Обо всех интеграционных процессах Владимир Путин рассказал в статье, которую он написал специально для «Известий».

новый интеграционный проект для Евразии

1 января 2012 года можно будет назвать, без преувеличения, историческим днем для трех государств: России, Беларуси и Казахстана. Именно в этот день в странах был запущен единый интеграционный проект – ЕЭП.

Путь к его созданию был очень непростым. Вообще, свое начало он берет еще 20 лет назад, сразу после того, как распался Советский Союз. За все эти годы была проведена колоссальная работа по сохранению духовных связей, которые объединяют наши народы. Итогом ее и стало создание Единого Экономического Пространства. Его создание позволило сохранить все духовные, политические, экономические нити, которыми так тесно связаны наши братские народы.

Говоря об эффективности работы СНГ, можно по-разному ее оценивать. Конечно, сколь угодно долго можно говорить о внутренних проблемах внутри содружества и нерешенных задачах. Лишь в одном можно быть уверенным – Союз Независимых Государств стал незаменимым надежным механизмом, с помощью которого решаются многие проблемы, возникающие между нашими народами. Его работа позволяет найти общие точки соприкосновения по разным позициям; он приносит конкретную пользу всем участникам.

Именно благодаря опыту СНГ мы смогли запустить разноскоростную и многоуровневую систему интеграции на всем постсоветском пространстве. Союз позволил создать массу полезных форматов, таких, как Союзное Государство Беларуси и России, Евразийское Экономическое Сообщество, ТС, Организацию Договора о коллективной информации, и, в заключение, Единое Экономическое пространство.

Для некоторых стало неожиданностью, что во время мирового финансового кризиса, охватившего, практически, весь мир, абсолютно все процессы по интеграции получили новый дополнительный импульс. Это позволило прийти к выводу, что назрела серьезная модернизация основных принципов партнерства как в СНГ, так и в подобных объединениях. Основное наше внимание было сконцентрировано, прежде всего, на развитии и укреплению производственных и торговых связей.

Если говорить более понятным языком, то основная цель создания ЕЭП – превращение постепенной интеграции в долгосрочный надежный проект, который бы не полностью не зависел от перепадов мировой политической, а также любой иной конъюнктуры.

Стоит отметить, что совершенно такая же задача ставилась и в 2000 году при создании ЕврАзЭС. В итоге, именно благодаря логике тесного и взаимовыгодного сотрудничества и был сформирован Таможенный Союз.

Так, уже 1 июля 2011 года на всех внутренних границах наших государств был полностью снят контроль за перемещением товаров. Этот шаг был финальным и позволил завершить полноценную реализацию всех самых перспективных и амбиционных инициатив деловых кругов. Сейчас мы делаем колоссальный и важный шаг и переходим от Таможенного Союза к ЕЭП. Его создание позволит сразу получить огромнейший рынок численностью более 165 млн. потребителей. Улучшение торговли регулируется унифицированным законодательством. Благодаря созданию ЕЭП становится возможным беспрепятственное передвижение капиталов, рабочей силы и услуг.

Крайне важен тот факт, что основами базирования ЕЭП станут согласованные действия в ключевых областях институтов – в макроэкономике, сфере технических регламентов, сфере государственных субсидий, тарифов естественных монополий. Вторым этапом станет введение единой визовой и миграционной политики. Она позволит снять контроль на пограничных пунктах внутренних границ. Можно сказать, что в создании ЕЭП будет применен положительный опыт Шенгенского соглашения. Он уже давно приносит свои дивиденды не только самим европейцам, но и всем тем, кто приезжает в страны ЕС для работы, отдыха или учебы.

К тому же, теперь полностью отпадает вопрос о техническом обустройстве целых 7 тысяч километров границы между Россией и Казахстаном. Мало того, для более тесного и продуктивного приграничного сотрудничества создаются совершенно новые, качественные условия.

Итог снятия всех пограничных, миграционных и прочих барьеров также положительно скажется на гражданах трех государств.  Отмена «трудовых квот» будет означать, что теперь человек сможет учиться, работать и отдыхать там, где захочет. Обратившись к истории, стоит отметить, что даже в СССР с его известным институтом прописки не было такой же свободы.

Вместе с новым проектом значительно увеличится объем товаров, который можно ввозить для личного потребления гражданами. Отныне беспошлинные товары больше не будут досматриваться на таможенных постах. Тем самым граждане сэкономят уйму драгоценного времени.

Теперь и бизнес получает новые расширенные возможности. Я имею ввиду появление новых динамично-развивающихся рынков, на которых отныне будут действовать единые стандарты и сертификаты к таможенным услугам и ввозимым товарам. По большей части все они будут унифицированы с европейскими стандартами. Это очень важно для нас. Ведь сегодня мы переходим на современные технические регламенты. Только согласованная политика обеспечит недопустимость технологических разрывов, а также простой несовместимости продукции. Мало того, каждая отечественная компания, находящаяся в совершенно любом государстве ЕЭП сможет воспользоваться всеми преимуществами, которые предоставляет отечественный производитель. Это могут быть как доступы к госзаказам, так и к контрактам.

Но не стоит думать, что бизнес не должен предпринимать конкретные шаги по закреплению на столь огромном рынке. Ему также предстоит работа по снижению издержек, повышению эффективности; работа по вкладыванию ресурсов в модернизацию производства. В конченом итоге, от этого выиграют не только сами бизнесмены, но и потребители.

Однако уже сегодня можно с уверенностью сказать, что началась настоящая «конкуренция юрисдикций» в борьбе за бизнесменов и предпринимателей. Ведь, по сути дела, теперь бизнесмен из России, или из Беларуси с Казахстаном сможет выбирать, где вести свой бизнес. Поэтому тот регион, в котором наиболее качественно будет налажена система регистрации фирм, оформления грузов, в конечном итоге, и получит данного бизнесмена. Это серьезный стимул, который позволит национальным бюрократиям приступить к усовершенствованию рыночных институтов, а также административных процедур.

Много лет назад Европейцы потратили целых 40 лет на то, чтобы проделать путь от Европейского объединения стали и угля до полноценного Европейского Союза. Благодаря тому, что при создании ЕЭП учитывался опыт и ошибки прошлого ЕС, его становление идет гораздо динамичнее и быстрее. Их опыт наглядно демонстрирует сильные и слабые стороны подобной модели интеграции. Именно поэтому мы имеем огромное преимущество, которое не позволит нам допустить их ошибок и не погрязнуть в бюрократии.

Наши страны находятся в постоянном тесном сотрудничестве с лидирующими бизнес-объединениями трех стран. Идет непрерывное обсуждение всех спорных вопросов и учет конструктивной критики. Наиболее продуктивным было обсуждение стратегии развития ЕЭП на Деловом форуме ТС, прошедшем не так давно в июле этого года в Москве.

Я позволю повториться, что для правительств всех без исключения государств крайне важно, чтобы создание ЕЭП представители деловых кругов, а также обычные граждане воспринимали не как некие бюрократические игры, носящие, к тому же, политический характер. ЕЭП – крайне живой, динамично развивающийся организм. Это отличная возможность, которая позволяет реализовать все самые смелые инициативы и добиться определенно высокого успеха.

Для того чтобы участникам экономического пространства не пришлось пробираться через массу абзацев и статей, в интересах все того же бизнеса было принято решение осуществить кодификацию общей правовой базы ЕЭП и ТС. Отныне для их работы будет достаточно всего двух правовых документов – Кодифицированного договора по вопросам ТС и ЕЭП и Таможенного кодекса.

Планируется, что с 1 января 2012 года полностью заработает Суд ЕврАзЭС. Теперь в него смогут обращаться не только государства и их представители, но и обычные участники экономической жизни. Суд будет рассматривать обращения, связанные с дискриминацией, с нарушением правил конкуренции, обеспечивать равные условия ведения бизнеса.

Отличительной особенностью ЕЭП и Таможенного союза является наличие, так называемых, надгосударственных структур. Обязательным требованием к ним является требование по минимизации бюрократических процедур, которые нацелены на реальные интересы людей.

Мы думаем, что роль комиссии Таможенного Союза должна только расширяться. Уже сегодня она обладает достаточно большими полномочиями, однако этого бывает недостаточно. Сегодня таких полномочий уже больше, чем 40. Планируется, что после введения ЕЭП их число возрастет до 100. Эти полномочия направлены, в первую очередь, на принятие важных решений по субсидиям, конкурентной политике и техническим регламентам. Для быстрого, а главное, качественного решения столь важных задач и нужна компактная, но, вместе с тем, эффективная и профессиональная структура. Именно для этого с Российской стороны было выдвинуто предложение о создании Коллегии КТС, в которую бы входили и представители всех трех государств. Здесь они будут выступать уже в роли независимых международных чиновников.

Вообще, Таможенный Союз и ЕЭП – отличная платформа для строительства единого Евразийского экономического союза. Вместе с этим будет происходит параллельное расширение круга лиц-участников ТС и ЕЭП за счет представителей деловых кругов таких стран, как Киргизия и Таджикистан.

Однако создание ЕЭП – лишь начало реализации более сложных, амбициозных задач. В планах государств-участниц – выйти на более высокий уровень сотрудничества и прийти, наконец, к новому интеграционному уровню – Евразийскому Союзу. При этом мы не ставим целью возродить СССР. Мы не станем копировать ошибок прошлого, наивно полагая, что они никак не скажутся на жизни общества. Евразийский Союз будет подразумевать тесную интеграцию на политической, экономической и социальной базе.

Представленная модель развития представляет собой мощное наднациональное объединение, которое могло бы стать мощным полюсом в современном мире, а также мостом между Европой и Тихоокеанским регионом.

Благодаря сложению людских ресурсов, капиталов, природных ресурсов, Евразийский Союз станет конкурентоспособным и сильным игроком в технологической гонке. Это все выльется в более острую борьбу за потенциальных иностранных инвесторов, в создание новых рабочих мест и улучшение качества жизни населения.

Второе – Евразийский союз будет служить, своего рода, платформой для дальнейшей интеграции наших государств. Иными словами, он будет создаваться через слияние ТС и ЕЭП.

Ошибочным будет мнение, что Евразийский Союз приходит на замену СНГ. Каждое из вышеуказанных объединений выполняет свою важнейшую функцию на постсоветском пространстве.

Планируется, что в ближайшем будущем на базе СНГ будут запушены новые инициативные программы. Все они будут относиться к различным сферам экономики: развитие энергетики, транспорта, парков высоких технологий. Отличными видятся шансы развития в сфере гуманитарного сотрудничества. Создание более цивилизованной среды для трудовой миграции, гуманитарное сотрудничество в науке, образовании и культуре – все это будет запущено на базе все того же СНГ. К счастью, от СССР нам достались передовые технологии в области вооружения, крайне развитая инфраструктура, а так же не только общеязыковое, но и научно-культурное пространство. Теперь мы можем совместными усилиями развивать данные ресурсы. Все это нам под силу.

Я также на все 100% убежден, что под основой экономического содружества должен лежать максимально открытый либерализованный торговый режим. По инициативе Российской стороны, еще в 2010 году был рассмотрен и создан Договор о зоне свободной торговли. Еще немного, и в октябре 2011 года пройдет очередное заседание Совета глав представительств СНГ. На нем мы планируем значительно согласовать позиции по данному Договору.

Последнее, что хотелось бы отметить, это то, что Евразийский союз разрабатывается как совершенно открытый проект. Заявка на вступление любой страны Содружества будет рассмотрена. При этом мы совершенно не будем торопить кого-либо или подталкивать. Вступать или не вступать – решение сугубо индивидуальное каждой отдельной страны.

Хотелось бы отметить еще одну крайне важную тему. Нежелание участвовать в интеграционных процессах многие наши соседи объясняют тем, что это будет противоречить их европейскому вектору развития. Но это совершенно неверное суждение. Мы не будет отгораживать кого-то, или, наоборот, противостоять стремлению к интеграции с Европейским Союзом.

Так, в далеком 2003 году между Россией и ЕС было подписано соглашение о формировании общего экономического пространства. Оно базируется на координации правил экономической деятельности, но при этом создание наднациональных структур полностью исключается. Можно сказать, что мы «подкинули» европейцам идею о создании общего гармоничного единого торгового пространства от Лиссабона до Владивостока. Согласование формированной политики в сфере промышленности, энергетики, технологии науки и образования – все это было предложено на рассмотрение ведущим мировым лидерам. Камнем преткновения уже давно стал вопрос о визах. Мы предлагаем работать более тесно и по данному вопросу.

Для создания реальных условий по изменению геополитической и геоэкономической системы разрабатывается логическая и крайне сбалансированная схема партнерства между Евразийским Союзом и ЕС. Как ожидается, она имела бы несомненный глобальный позитивный эффект.

Очевидным сегодня является тот факт, что мировой кризис 2008 года носил скорее структурный, нежели какой-то иной, характер. Его острые рецидивы проявляются и по сей день. В основе данных проблем мы видим накопившиеся глобальные дисбалансы. Чересчур сложен процесс выработки антикризисных моделей глобального развития. К примеру, есть большие проблемы с проектом Дохийский раунд, проблемы внутри ВТО.  Что и говорить, сегодня достаточно ощутимый кризис накрыл и сам принцип свободы и открытости рынков торговли.

Единственной панацеей в сложившейся ситуации может стать разработка, так называемых, подходов «снизу». Поначалу планируется реструктуризировать региональные структуры, такие, как НАФТА, ЕС, АТЭС, АСЕАН. Именно благодаря грамотному местоположению все составляющих работы структур и сложится более устойчивый и стабильный характер мировых экономических процессов.

Примером может стать совместная работа все того же Европейского союза и только формирующегося Евразийского. Взаимодействие, основанное на укреплении взаимоотношений с третьими странами позволяет реализовать принципы объективной торговли и ведения макроэкономических процессов на всем пространстве от Тихого, до Атлантического океана. Пространство, гармонично по своей экономической природе, будет одновременно являться и полицентричным в принятии отдельных решений. Чуть позже будет логичным начать конструктивную беседу о дальнейшей возможности взаимодействия с Северной Америкой, государствами АТР.

Поэтому не могу не отметить, что недавно созданный Таможенный Союз Беларуси, России и Казахстана уже ведет переговоры о том, чтобы создать зону свободной экономически выгодной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли. На повестке форума АТЭС, что пройдет во Владивостоке через год, одними из основных тем будут темы либерализации торговли и рыночных отношений.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что совместный интеграционный проект выведет наши страны на качественно новый уровень развития. Также вместе с ним будут созданы дополнительные условия для конкуренции, и, как следствие, для улучшения уровня качества товаров и услуг. Все вместе мы сможем объединить усилия и прочно закрепиться в мировой экономике. ЕЭП позволит нам реально влиять на принятие наиболее важных макроэкономических решений, которые определяют контуры будущего всей планеты.

Я уверен, что Евразийский Союз – правильный путь, позволяющий всем его участникам занять достойное положение на геополитической карте мира XXI века. Лишь сообща наши страны способны добиться стабильности и процветания.

Таможенный брокер КВТ Сервис делает идеальное доступным.

Позвоните и убедитесь сами +7 (495) 107-02-72