ЗАПОЛНЕНИЕ ТIR САRNЕТ, СМR И ДРУГИХ ТРАНСПОРТНЫХ ДОКУМЕНТОВ от "КВТ СЕРВИС"

ТИР Карнет (TIR Carnet) или книжка МПД (Международной Дорожной Перевозки) – это элемент международной системы страхования грузов при их международной перевозке (транзите) из страны отправления в страну назначения под пломбами через территорию третьих стран. При этом меры таможенного контроля признаются на всем протяжении маршрута перевозки такого груза. Функционирование и развитие этой системы обеспечивается организацией Международный Союз Автомобильного Транспорта (IRU) с головным офисом в Женеве. На территории Российской Федерации интересы IRU представляет Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП).

Сама книжка МДП представляет собой блокнот большого формата с уникальным номером, состоящим из двух букв латинского алфавита и семи цифр, и различным количеством отрывных листов. Срок действия каждой книжки ограничен и указывается на обложке каждого блокнота. Эта дата означает последнюю возможную дату открытия ТИРа и начала осуществления международной перевозки.

В TIR Carnet указывается вся основная информация по международной перевозке груза:

  • Страна отправления груза;
  • Страна назначения груза;
  • Таможня отправления;
  • Таможня назначения;
  • Очередность прохождения таможен;
  • Информация по перевозимому грузу: наименование груза, вес брутто/нетто, коды ТН ВЭД, количество грузовых мест;
  • Количество мест и на какую таможню эти места должны быть доставлены;
  • Перечень товаросопроводительных и транспортных документов по грузу с их номерами;
  • Регистрационные данные транспортного средства, осуществляющего международную перевозку;
  • Номера пломб, печати и отметки таможенных органов.

При заполнении ТИРа помарки и ошибки, допускающие двойное толкование данных, не допускаются. Все исправления производятся только путем вычеркивания ошибочных сведений, добавления новых сведений и изменений с обязательным последующим заверением таможенной печатью. В противном случае ТИР считается недействительным.

Сами книжки МДП бывают 4-х, 6-ти и 14-ти и 20-ти листовые в зависимости от того, сколько раз вам придется открывать и закрывать процедуру МДП при транзите в страну назначения. Таким образом различается и цена книжек. При выборе ТИРа необходимо заранее знать, сколько листов вам понадобится, а для этого, нужно точно представлять маршрут следования и понимать, как на практике происходит перевозка по ТИРу.

Для простоты понимания листы в книжке считаются парами - один лист на открытие процедуры МДП, а другой – на ее закрытие.

К примеру, при экспорте товаров из России в Швейцарию процедура МДП открывается на таможенном посту и отрывается первый лист, при выезде с территории ЕАЭС процедура транзита закрывается и отрывается второй лист. При въезде на территорию Евросоюза в Польше процедура МДП открывается снова и из книжки отрывается третий лист. При выезде с территории Евросоюза процедура МДП закрывается и отрывается четвертый лист. На территории Швейцарии процедура МДП открывается заново и из книжки отрывается пятый лист. По прибытию на таможенный пост назначения процедура МДП закрывается, вырывается шестой лист, пломбы снимаются. После возвращения перевозчика в Россию корешок книжки сдается обратно в АСМАП.

Следует также отметить, что количество таможен назначения не может быть больше 3-х даже в случае если используется книжка с 20 листами, так как в блокноте есть всего 4 поля для указания таможен, включая таможню отправления.

С 2013 года действие в ТИРов в России было значительно ограничено в одностороннем порядке, причем в основной сфере — сфере импорта. Этому решению предшествовал затяжной конфликт между ФТС России и АСМАП итогом которого стало заявление ФТС о том, что вне зависимости от стоимости груза ТИР в России больше не является достаточной мерой обеспечения для уплаты таможенных сборов.

При этом в других странах Таможенного союза — Беларуси и Казахстане — ТИРы продолжали действовать без каких-либо ограничений. Это привело к тому, что при ввозе товаров в Россию таможня все-таки работает с ТИРом, но только на закрытие процедуры МДП. Таким образом ФТС не может не признавать ТИР, открытый в Беларуси, но сама открыть процедуру таможенного транзита на основании книжки МДП не может.

В итоге по ТИРу можно было доехать только до первой российской таможни. В зависимости от ситуации это могла быть либо таможня на границе, либо первая таможня назначения по ТИРу (так называемый, внутренний таможенный пост).

В настоящее время ситуация нормализовалась, и российская таможня снова может открыть процедуру транзита на основании книжки МДП, не требуя гарантийного страхового свидетельства от СК «Арсеналъ».