4 Октября 2017

Выпуск разрешить нельзя запретить: запятая от ФТС

Выпуск разрешить нельзя запретить: запятая от ФТС

Таможенное оформление груза — одна из основных формальностей, которую выполняют участники внешнеэкономической деятельности. Зачастую именно прохождение таможни становится сильной головной болью для компаний, специализирующихся в сфере ВЭД. Отметка «Выпуск запретить» становится большой проблемой для бизнесменов, теряющих в случае простоя товара не только время, но и деньги. Как избежать многочисленных мер контроля, которым может быть подвергнут груз, и сделать так, чтобы запятая была поставлена в нужном месте, рассказывают сотрудники таможенной службы.

Сроки выпуска груза и причины его задержания

Сотрудники ФТС утверждают, затягивать с выпуском груза им также невыгодно, как и участникам ВЭД. Рост товарного оборота дает возможность увеличить объемы сборов, идущих в госбюджет. При отсутствии претензий к сопроводительной документации печать с оттиском «Выпуск разрешить» ставится в течение суток.

Процедура таможенной проверки весьма непроста. Проверяется правильность заполнения, полнота пакета, совпадение содержания на бумажном и электронном носителях. Далее контролируется классификатор товаров, данные, заявленные на тему преференций и льгот, точность показанной таможенной стоимости, оплата услуг, отсутствие задолженности. Выпуск может быть приостановлен на любом этапе.

Частота мер ТК

В среднем дополнительной проверке требует каждая четвертая декларация. Большую роль играет категория компании и виды грузов, с которыми они работают. Два года назад ФТС разделила всех «игроков» на три типа в зависимости от экономического риска. У таможни нет «черных» списков. Можно сказать, наоборот, есть «белые», в которые попадают компании из «зеленого сектора». Он формируется из добросовестных участников ВЭД, как правило, это большие производственно-промышленные предприятия, ориентированные на экспортные операции. К ним меры усиленного ТК применяются гораздо реже.

Распространенные варианты контроля

К таким мерам относится ТО с использованием инспекционно-досмотрового комплекса. Таможенное подразделение может применить сто шестую меру. В этом случае товар будет не только досмотрен, но и взвешен. Реже используются такое мероприятие, как исправление таможенной стоимости. Случается так, что на одном грузе реализовываются сразу несколько мероприятий контроля.

ТО посредством ИДК

Выпуск декларации невозможен при выпадении меры ИДК до прохождения всей процедуры. Данная мера специфична для каждого конкретного таможенного терминала. Существуют стационарные и передвижные комплексы. Если применяется первый вариант, то проверка осуществляется быстрее (1-2 дня).

Проведение ИДК начинается со служебной записки от таможенного инспектора. Документ заверяется у начальника, затем отправляется в порт пребывания контейнера. Далее груз просвечивается рентгеном. Положительные результаты ИДК завершают меру. Отрицательные — ведут к таможенному досмотру.

Передвижной ИДК доставляется в порт по определенному графику. Как правило, это происходит не чаще двух раз в семь дней. Из-за этого время проверки может увеличиться в два раза. В результате грузы с ограниченным сроком бесплатного пребывания, попавшие под ИДК, попадают под простои, что требует дополнительных финансовых расходов.

Последствия срабатывания меры досмотра

Выставление груза на досмотр производится на следующий день после активизации меры. Время прохождения — один день в случае однотипного груза, однако мероприятие может длиться дольше. В отношении крупных партий с разными товарными наименованиями мера может продолжаться до двух недель. Особенно часто с проблемой сталкиваются участники ВЭД, внесшие много контейнеров в одну декларацию.

Финансовые траты

В первую очередь, финансовые затраты влекут за собой простои. Бесплатное хранение груза истекло, а мера контроля не обработана — приходится платить дополнительные деньги. Манипуляции с контейнером также не бесплатны. Оплачиваются осмотр, взвешивание, так называемые, терминальные расходы. Средняя цена колеблется от пятнадцати до двадцати тысяч рублей за единицу. Кроме того, вполне вероятно, что придется оплатить оперативность выгрузки при досмотре.

Взвешивание — в ТОПе неприятных процедур. Производится проверка соответствия реального веса брутто тому, который заявлен в декларации. Расхождение в пять процентов автоматически включает меру досмотра. Заплатить за это придется в двойном размере.

Финансовые и репутационные риски

Неприятная вещь — административное правонарушение. Чтобы получить АП не нужно вести контрабанду или сделать еще какое-либо умышленное действие. Достаточно проблемы с маркировкой. Например, отсутствие стикеров FACповлечет за собой заведение дело об АП, а разбирательство с грузом превратится в тяжбу длинной в несколько месяцев.

Следует опасаться также порчи груза. Это касается товаров со специфическими условиями хранения. Особенно неприятен длительный досмотр для компаний, делающих поставки в крупнейшие торговые сети. Им простои грозят огромными суммами штрафов.

Бюрократические проволочки

Структурному таможенному подразделению в некоторых случаях приходится принимать решение о вовлечении в процедуру обработки меры вышестоящего органа. Например, при срабатывании меры шестьсот семь запрашивается дополнительная документация на груз. Функциональный отдел вправе принять решение о дальнейшем контроле, например, о таможенном досмотре. Все это увеличивает срок прохождения меры. Особенно нервная ситуация для участника ВЭД может сложиться, если разрешение выпуска попадает на выходные дни. Досмотр проведен с положительным результатом, но груз не выпускается до тех пор, пока не даст отмашку функциональный отдел.