15 Сентября 2017

Уполномочены остановить и досмотреть: таможня расширяет свои права

Уполномочены остановить и досмотреть: таможня расширяет свои права

Грузоперевозчиков в скором времени ждет нововведение от полицейского и таможенного ведомства. В Правила дорожного движения будут внесены изменения, которые значительно расширяют функции сотрудников ФТС. Таможенники получат возможность «тормозить» грузовые автомобили для проверки самостоятельно.

Новшество касается автофургонов с грузом, который не прошел таможенное оформление. Остановить грузоперевозчика ФТС сможет в приграничных зонах контроля и на всей территории некоторых региональных образований. Перевозчики грузов уже выступили с критикой инициативы, заявив, что она создаст новые проблемы для ведения бизнеса и увеличит коррупционные риски.

Представитель ассоциации «Дальнобойщик» В. Войтко, комментируя ситуацию, отметил, что не видит ничего страшного в остановке фур таможенными работниками, если все сделано по правилам. Однако это не идеальное положение дел. Остановкой транспорта должны заниматься сотрудники ГИБДД, а осмотром груза — таможня. Главная беда заключается в компетенции сотрудников. В настоящее время нередко случается так, что грузовики тормозят непонятные люди, больше похожие на слесарей из ЖЭКа, этого допускать нельзя.

Начальник одного из отделов компании «Даксер», специализирующейся на логистических операциях, Т. Давиташвили согласен с тем, что нововведение может способствовать увеличению бюджетных перечислений, но есть риск возникновения дополнительных убытков для транспортных компаний и отправителей грузов. Проверка не всегда будет осуществляться оперативно, а это дополнительная трата времени и финансовых средств. Особенно изменение затронет фуры с большим товарным ассортиментом. Досмотреть на дороге их будет затруднительно, следовательно, грузовик нужно доставить на склад временного хранения. Полный досмотр — это день или даже два, погрузо-разгрузочные работы, оплата за которые пойдет из кармана участника ВЭД.

Представитель компании FM Logistic А. Мисаилов видит в расширении полномочий таможни откат назад и благодатное поле для субъективного подхода. Цель ФТС заключается в пресечении контрабанды и «липового» декларирования. Реализацией этих задач таможенники должны заниматься на пропускных пунктах. Инициатива досмотра на дорогах выглядит достаточно странно, учитывая то, что ФТС активно внедряет автоматизацию процессов. Нововведение повлечет за собой дополнительные затраты на логистику из-за простоя и перепробега автотранспорта, задержки с доставкой. При этом не стоит забывать о риске порчи товара.