28 Декабря 2016

Проблемы транзита между РФ и Польшей

Проблемы транзита между РФ и Польшей

Несколько последних месяцев среди грузоперевозчиков как с польской, так и с российской стороны наблюдалась определенная тревога, связанная с получением разрешений на проезд. Очень вовремя, кроме того, напомнили о себе проблемы с калининградской паромной переправой. По состоянию на начало ноября стороны достигли взаимного понимания, и автомобильное сообщение возобновилось. Соответственно, актуальность паромной переправы утратила первостепенное значение. Однако не повторится ли история в наступающем году?

Непростая обстановка перед встречей глав ведомств

Основу импорта (более 60%) в Калининградской области 4 года назад составляли польские товары. Самые разные – от стройматериалов, до комплектующих и продуктов питания. Соответственно и задержка автомобильного транспорта чревата повышением цен на определенных рынках в целом.

Количество перевозок, согласованное Польским и Российским министерствами, составляет 190.5 тысяч для каждой стороны. И это несмотря на достаточно напряженную обстановку, предшествующую встрече. Заместитель министра инфраструктуры Польши Ежи Шмит в интервью СМИ указывал тогда на сложности, которым подвергаются польские перевозчики грузов, вытесняемые с рынка российскими.

Чтобы предотвратить, вернее, загладить, трения, российской стороной был предпринят целый ряд мер. На встрече в Санкт-Петербурге 29 сентября с польской стороной были согласованы инструкции пропускных и контрольных служб, требования к документации, и другие вопросы. Такие шаги были призваны облегчить задачу дальнобойщиков и сделать их работу более прозрачной. Следует понимать, что, по названным выше причинам, длительные переговоры вызвали бы длительный простой транспортных средств, и, как следствие, задержку производств и повышение цен на целый ряд товаров.

Российский Минтранс перед самой встречей распространил информацию о готовой договоренности с DFDS, европейским лидером в сфере паромных перевозок. В обнародованной на сайте министерства информации указывалось, что российские автомобильные перевозчики могут вообще отказаться от транзита через Польшу, прибегнув к помощи паромных линий, которые могут представлять вполне реальную альтернативу.

Быстрое решение, которое решило далеко не все вопросы

Такое, достаточно резкое, заявление, вероятнее всего, сыграло не последнюю роль в том, что стороны договорились всего за один день. Леонид Степанюк, депутат калининградской облдумы, прокомментировал достижение соглашения, указав, что польским коллегам оно нужно в не меньшей степени, чем российским грузоперевозчикам. Он также указал, что решение принято из соображений практичности, и объем полученных разрешений на перевозки вполне удовлетворителен.

А вот, имевшее место ранее, заявление о переговорах с DFDS было определено экспертами, как показное и авантюрное. Конечно, перевозчики только приветствовали бы надежную и стабильно работающую паромную переправу в Европу. Однако, лишь субсидированную государством. Сама идея коммерческой переправы в Калининграде вызывает вполне обоснованный скепсис.

Единственный паром, функционирующий на этой линии, естественно, не решает проблем грузоперевозчиков. Поэтому даже не принимается ими во внимание при составлении маршрутов. А о новых, анонсированных властями, паромах, никому ничего, увы, неизвестно.

Резюмируя, можно заявить, что рынок автомобильных перевозок переживает кризис. Если еще в начале года в Калининградской области 10.5 тыс грузовых автомобилей занимались перевозками, то на данный момент эта цифра едва превышает 8 тыс. Расходы и тарифы растут, а вот объем грузов, к сожалению, нет.