28 июня 2016

Опасность от батарейки

Перевозка опасных видов грузов на воздушном транспорте – востребованная услуга, но достаточно мало авиаперевозчиков ее осуществляют. Далеко не все грузоотправители и грузоперевозчики осведомлены о правилах и порядке организации перевозок опасных грузов на воздушном транспорте. В рамках конференции «Логистика Космоса/SPASELOG-2016» генеральный директор «Интер Карго-экспертиза» рассказал о нюансах и особенностях этого процесса.
           

Интересные факты
            Одним из наиболее подробных и четких документов, регламентирующих перевозки опасных грузов, считается свод правил 1975 года, который был принят Министерством обороны и Министерством гражданской авиации СССР. Несмотря на то что правила были разработаны более 45 лет назад, этот документ до сих пор актуален. Но в связи с тем, что наша страна в 70-е года присоединилась к международной Конвенции по гражданской авиации, взамен утвержденным в СССР правилам пришлось принимать другие условия игры.

Преимущество советского документа заключалось в отсутствии необходимости классифицировать опасные грузы. Для отправки нужно было только обратиться в Министерство химической промышленности, которое предоставляло четкие указания и инструкции, выполнение которых и было гарантией безопасной авиаперевозки. В соответствии с этими правилами полностью исключалась возможность перевозок опасных грузов на пассажирских авиарейсах. Все советские самолеты конструировались согласно этому требованию: для каждого конкретного типа воздушного судна был предусмотрен порядок действий в случае возникновения аварийной ситуации.
            Подписав Конвенцию, Советский Союз, а впоследствии и Россия были вынуждены осуществлять воздушные грузоперевозки в соответствии с международными требованиями. Комитет транспорта ООН как раньше, так и сейчас работает по проверенной схеме: устанавливает требования и пытается их адаптировать к воздушным судам и подвижному составу, а затем создает так называемые модальные организации, одной из таких является IKAO. Сотрудники IKAO занимаются разработкой конкретных правил для подвижных составов. Эти правила и служат законодательным базисом для транспортников и промышленности.
            Какие функции выполняет комитет транспорта ООН? Его деятельность сопоставима с Министерством химической промышленности СССР. Например, разрабатывает единую классификацию или маркировку для груза, чтобы в любой стране его можно было легко идентифицировать. Таким образом, производится своего рода экспертиза принятых заявок, на основании которой каждому наименованию опасного груза присваивается аббревиатура – уникальный код ООН. Затем информация поступает в IKAO, где принимают решение о дальнейших действиях: возможности осуществления перевозки, требования к упаковке и маркировке, а также устанавливают максимально допустимые количество и объем перевозимых веществ.
            Конвенция о международной гражданской авиации начала действовать с 1947 года. Ее преимущество заключается в том, что если какое-либо государство нарушает требования Конвенции, то остальные страны-участницы закрывают для него свое воздушное пространство. В настоящее время более 190 стран приняли конвенцию. Стоит отметить, что такие запреты могут быть введены как для всего государства, так и для одной или нескольких авиакомпаний.
            Международный регламент позволяет совершать перевозки опасных грузов на гражданском воздушном транспорте, а также на регулярных грузовых авиарейсах. Организацией IKAO принята следующая классификация грузов:

  • Неопасные
  • Опасные, но разрешенные к перевозкам с пассажирами
  • Опасные, но разрешенные для перевозок на регулярных грузовых авиарейсах
  • Опасные, но разрешенные для перевозок по спецпропускам 
                     Предприятие-грузоотправитель принимает решение об отправке опасного груза, руководствуясь классификацией, утвержденной в ООН и IKAO. Принятием таких решений, а также подготовкой груза к отправке согласно Конвенции разрешается заниматься только специально подготовленному персоналу. Ответственность перевозчика составляет лишь 30% от ответственности, которая возлагается на грузоотправителя в том случае, если опасный груз во время транспортировки выйдет из-под контроля.

Необходимые условия для ускоренной доставки

Самое пристальное внимание уделяется перевозкам опасных грузов на пассажирских авиарейсах, их размещают на нижней палубе. В настоящее время спрос на такие перевозки значительно возрос. До принятия санкций отравить бочку керосина в 200 л, например, на космодром Куру с остановкой в каком-нибудь государстве на территории Европы, можно было в кратчайшие сроки за пару тысяч долларов. Но в связи с санкциями таможни многих государств намеренно задерживают отправку опасного груза из России: запрашивают дополнительную документацию, тем самым сроки доставки увеличиваются. Приходится делить эту бочку на пятилитровые емкости, чтобы иметь возможность без перевалок доставить опасный груз пассажирскими авиарейсами. 

Почему ввели запрет на перевоз батареек

Еще совсем недавно разрешалось брать на борт самолета полностью заряженные аккумуляторы, но при определенных условиях: на грузовые воздушные суда из расчета 35 кг на одно место, на пассажирские – 5 кг на место. В настоящее время действует запрет на перевозки такого вида грузов на пассажирских авиарейсах. Меры были приняты в связи с несколькими крупными пожарами, возникшими на борту самолета из-за теплового разгона этих самых аккумуляторов. Такое явление обусловлено рядом физико-химических реакций, приводящих к увеличению температуры электролита. При достижении своего максимума зарядный ток может приблизиться к показателям тока короткого замыкания. Тепловой разгон аккумуляторной батареи происходит не только при ее зарядке, но и при попадании в огонь. Существует несколько причин, по которым происходит возгорание места с литий-ионными аккумуляторами:

  • низкое качество самой батареи
  • короткое замыкание, возникшее вследствие удара при погрузке
  • возгорание в грузовом отсеке

Особенность таких батарей заключается в том, что, например, если в одном аккумуляторе произошло замыкание, то выделяемого им тепла будет достаточно, чтобы разогнать близлежащую батарею. Таким образом, происходит неконтролируемый запуск цепной реакции. Экспериментальным путем было установлено, что при низком уровне зарядки тепловое воздействие не приведет к воспламенению соседних аккумуляторов.

Пристальный контроль

Американская инспекция является ведущей организацией, осуществляющей контроль за воздушными перевозками опасных грузов. В этом центре анализируют все обстоятельства происшествия и воссоздают ситуацию, случившуюся на борту авиатранспорта. После выявления, чей груз стал причиной происшествия, грузоотправителю выписывают штраф, который он обязан оплатить. Сумма может доходить до $500 тыс. Заметим, что в России таких организаций не существует.
            Опасный груз является угрозой не только для пассажиров на борту самолета, но и для тех, кто находится на земле. Так, в 1998 году страшная авиакатастрофа случилась в Нидерландах: перед вылетом грузового Boeing 747 не было произведено взвешивание и полет был разрешен на основании документов, предоставленных грузоотправителем. Реальный вес груза был намерено занижен в результате этого обмана при взлете у самолета оторвались двигатели, а все что было не борту рухнуло вблизи аэропорта Скипхол. Согласно сопроводительной документации вес опасных грузов составлял 20 тонн и ещё 4 тонны неопасного военного имущества. 
            После крушения самолета спасатели, прибывшие на ликвидацию последствий, погибли. Также было зафиксировано более 10 тысяч обращений жителей близлежащих районов в медицинские учреждения с симптомами отравления и сильной интоксикацией. Стало известно, что вместо неопасного военного имущества были химические вещества, содержащие компоненты зарина, которые и вызвали массовые отравления людей, находившихся неподалеку от места крушения. После этого случая было введено правило, что на земле до вылета должны знать, какой груз готовится к отправке. Сведения о грузе сделали доступными, таким образом, все государства, через территорию которые пролегает маршрут самолета имеют доступ к подробной информации о содержимом на его борту.
            Стоит отметить, что после терактов 11 сентября был утвержден перечень грузов, попадающих под концепцию заблаговременного информирования, которая обязывает грузоперевозчика представлять полные сведения о грузах и получателях. В РФ эта концепция отражена в приказе 10-70 и распространяется как на европейскую, так и на американские системы.

Согласно европейским правилам самолет может быть разгружен только при наличии ввозного решения, если оно отсутствует, то авиакомпания, которая выполняла его доставку обязана вернуть груз в страну, откуда был осуществлен вылет. Соединенные Штаты придерживаются собственных правил, которые предполагают предварительное информирование. Американская модель достаточно проста: таможенная и пограничная службы США за 4 часа до прибытия лайнера получают сведения о грузе, этого времени достаточно, чтобы предпринять какие-либо меры в случае возникновения необходимости.

Таможенный брокер КВТ Сервис делает идеальное доступным.

Позвоните и убедитесь сами +7 (495) 107-02-72