23 Октября 2017

Капиталовложениям в ЕАЭС грозит «серый» импорт

Проблема «серого» импорта активно обсуждается ЕЭК. Представитель белорусской стороны высказал мнение о том, что товары, являющиеся результатом высокотехнологической деятельности, могут содержать другие охраняемые законом объекты индивидуализации. Ввоз подобной продукции может быть на законных основаниях запрещен правообладателем, если произошло исчерпание прав на знак индивидуализации. Мало того, легализация параллельного импорта может негативно повлиять на инвестиционную привлекательность стран-участниц Евразийского экономического союза.

Ситуацию прокомментировали аналитики международной юридической фирмы DLAPiper, отметив, что изменения, вносимые в один из пунктов соглашения о ЕАЭС, на самом деле затрагивают только товарные знаки и не имеют отношения изобретениям или полезным моделям, которые защищены патентами. Документ не вводит региональный принцип исчерпания прав. Регулятором являются сами государства-участники. Изобретения не включены в ТРОИС, и товары, полученные на их основе, неподконтрольны таможенным органам при ввозе. Именно поэтому совсем непонятно, каким образом будет контролироваться данный импорт.

Основным камнем преткновения в вопросе о параллельном импорте остается его влияние на инвестиционную привлекательность. По оценке АЕБ придание законной силы на ввоз может снизить вложения в российскую экономику на тридцать - пятьдесят процентов в зависимости от отраслевой принадлежности. Сторонники легализации, в свою очередь, аргументируют свою позицию тем, что конкуренция в нише импортной продукции в конечном итоге снизит цены. Однако эксперты предупреждают об опасности такой позиции. По их мнению, снижение оптовой стоимости совершенно необязательно понизит цены в рознице. Кроме того, на легализованный параллельный импорт не будет распространяться гарантия, что станет огромным минусом для потребителей.

Противники узаконивания предупреждают об увеличении объемов контрафакта. В этом случае необходимо разработать и внедрить дополнительные меры контроля оригинальности продукции. Например, Федеральная антимонопольная служба может ввести дополнительную таможенную документацию для подтверждения подлинности товара. АЕБ придерживается критической позиции в данном вопросе, не поддерживая легализацию. Данные эксперименты очень опасны в условиях экономического кризиса. Эксперты отмечают, что в Россию импортеры пришли на условиях полного запрета параллельного импорта. Даже самые незначительные изменения приведут к пересмотру позиций бизнеса.

Сторонники легализации заявляют, что запрет увеличивает преступность. Бизнесмены ничего не могут купить, кроме контрафакта, поэтому нет разницы между подделкой и оригиналом. Учитывая низкую цену первой, мало найдется желающих платить больше.