15 Октября 2018

Валютный контроль 2018

С 1 января 2018 года Центробанк РФ вводит новые правила, в соответствии с которыми резиденты и нерезиденты должны будут представлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и сведения при валютных операциях.

Минюст России 31 октября 2017 года зарегистрировал новую Инструкцию от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Какие же нововведения валютного регулирования ждут импортеров и экспортеров в 2018 году?

В числе основных нововведений – отмена требований об оформлении паспорта сделки и предоставлении справки о валютных операциях.

Вместе с этим сохраняются требования о представлении Клиентом документов, являющихся основанием для проведения валютных операций (контракт, дополнение, инвойс, акт и т. п.), ведении банком ведомости банковского контроля по контрактам и представлении справки о подтверждающих документах.

В соответствии с новой инструкцией банки будут регистрировать внешнеторговые контракты и присваивать им уникальные учетные номера.

Для учета контракта в банке участнику внешнеэкономической деятельности необходимо будет предоставить следующую информацию:

  1. Стороны контракта – резидент и нерезидент.
  2. Расчеты по контракту через счет резидента в банке.
  3. Предмет контракта:
    • импорт товара/услуг, экспорт товара/услуг;
    • аренда движимого/недвижимого имущества;
    • продажа товаров/услуги для эксплуатации, обслуживания по РФ и за пределами РФ транспорта (за исключением запасных частей и оборудования);
    • представление/получение кредита (займа).
  4. Сумма обязательств:
    • для импортных контрактов (кредитных договоров) – 3 млн. рублей.
    • для экспортных контрактов – 6 млн. рублей.
Сумма обязательств определяется по официальному курсу инвалют на дату заключения контракта (при изменении суммы обязательств – на дату заключения последних изменений к контракту).

Постановка контракта на учет в банке.

Для постановки на учет экспортного контракта предусматривается два способа, а для импортного (кредитного) – один способ.

Давайте подробнее рассмотрим каждый из них.

При первом способе для постановки на учет в банке экспортного контракта экспортеру требуется передать в банк внешнеторговый контракт. В случае, если информации, указанной в контракте недостаточно для заполнения раздела 1 ведомости банковского контроля, банк направляет экспортеру запрос на предоставление требуемых сведений. После ответа на запрос и внесения всех сведений в раздел 1 ведомости банковского контроля банк присваивает контракту уникальный номер и сообщает его экспортеру. Далее банк самостоятельно отправляет скан контракта вместе с разделом 1 ведомости банковского контроля в ФТС, ФНС и Центробанк.

При втором способе экспортер может направить в банк для регистрации контракта не сам контракт, а сведения о нем, необходимые для заполнения раздела 1 ведомости банковского контроля. Банк заносит данные, о контракте, предоставленные экспортером в раздел 1 ведомости банковского контроля и сообщает ему уникальный номер контракта. С этого момента экспортер обязан в срок не позднее 15 рабочих дней с момента постановки банком контракта на учет предоставить оригинал внешнеторгового контракта. После предоставления контракта банк самостоятельно направляет его скан вместе с разделом 1 ведомости банковского контроля в ФТС, ФНС и Центробанк РФ.

В случае с постановкой на учет импортного или кредитного контракта возможен только вариант, когда контракт сразу предоставляется в банк для регистрации. Предоставление сведений для раздела 1 ведомости банковского контроля с последующим предоставлением внешнеторгового (кредитного) контракта не предусматривается. Дальнейшая процедура постановки на учет аналогична указанной для первого способа регистрации экспортного контракта.

Сроки постановки контрактов на учет:

Постановка контракта на учет и присвоение уникального номера – не позднее следующего рабочего дня после предоставления резидентом сведений или контракта. Направление Клиенту информации об уникальном номере – не позднее одного рабочего дня после даты постановки контракта на учет. Важно! Каждому контракту банком присваивается один уникальный номер.

Снятие контрактов с учета:

Для снятия контракта с учета Клиенту необходимо предоставить заявление о снятии с учета. Ранее для этих целей предоставлялось заявление о закрытии паспорта сделки.

Внесение изменений в сведения, содержащиеся в разделе 1 ведомости банковского учета.

Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разделе 1 ведомости банковского учета Клиенту необходимо написать заявление о внесении изменений, а также предоставить в банк документы, подтверждающие изменения (дополнительное соглашение и т.п.).

Перевод контракта для учета в другой банк.

Для перевода контракта для учета в другой банк Клиенту необходимо обратиться с заявлением в банк, изначально принявший контракт на учет. Не позднее 2 рабочих дней с даты обращения банк должен снять контракт с учета и отправить в Центробанк ведомость банковского контроля.

Для принятия контракта на учет в другом банке Клиент предоставляет контракт и уникальный регистрационный номер. Не позднее следующего рабочего дня после обращения Клиента банк отправляет в Центробанк запрос на предоставление ведомости банковского контроля по переводимому контракту. После получения из Центробанка ведомости банковского контроля банк информирует Клиента о принятии его контракта на регистрацию. В случае получения банком из Центробанка информации об отсутствии ведомости банк уведомляет Клиенту об отказе в регистрации контракта. В соответствии с пунктом 12.8 Инструкции 181-И Клиент имеет право самостоятельно обратиться в Центробанк в произвольной форме.

Важно! При переводе контракта на учет в другой банк ранее присвоенный уникальный номер сохраняется. Переход на новый способ учета.

Все незакрытые паспорта сделок на 1 января 2018 года будут закрыты без проставления отметок об их закрытии.

Банк приведет все ведомости банковского контроля по таким паспортам сделок в соответствие с положениями Инструкции 181-И и продолжит их ведение и обслуживание. Вместо номера паспорта сделки банк присвоит контрактам уникальные регистрационные номера.

Таможенный брокер КВТ Сервис делает идеальное доступным.

Позвоните и убедитесь сами +7 (495) 107-02-72